Самолеты Люфтваффе шли на восток, навстречу поднимавшемуся солнцу. Наступало воскресенье – 22 июня 1941 года. В советских школах накануне прошли выпускные вечера. Отзвучали вальсы духовых оркестров, и вчерашние десятиклассники шли встречать рассвет. Юные москвичи по традиции направлялись на Красную площадь, киевляне на берег Днепра, а в Ленинграде стояли белые ночи... В то утро солнце взошло над Москвой в 3 часа 45 минут. К этому времени немецкие самолеты уже выходили на боевой курс. Через 15 минут открылись створки бомболюков, и на города посыпались бомбы. Степан Щипачёв Казалось, было холодно цветам, Цветок, в росинках весь, к цветку приник, Такою все дышало тишиной, Я о другом не пел бы ни о чем, |
Отец будущего писателя, деревенский кузнец, был человеком начитанным и с малых лет прививал детям любовь к произведениям русских классиков. В доме Твардовских по вечерам читали вслух сочинения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова и Толстого. Александр стал сочинять стихи, еще будучи неграмотным. В пятнадцать лет он начал писать заметки для смоленских газет. За десять лет поэт опубликовал более ста тридцати стихотворений. В военное время Твардовский работал в газете Юго-Западного фронта «Красная Армия», а также был специальным корреспондентом газеты «Красноармейская правда». Именно в «Красноармейской правде» Александр опубликовал знаменитую поэму «Василий Тёркин». В 1945 году подполковник Твардовский А. Т. за улучшение содержания газеты получил орден Отечественной войны I степени. Произведения Твардовского входят в курс школьной программы. Самая известная поэма писателя – «Книга про бойца без начала и конца», «Василий Тёркин», за которую Твардовский получил Сталинскую премию 1-й степени. Каждая глава поэмы – это небольшой отрывок из фронтовой жизни. Главный герой, балагур и душа компании, сильный и добродушный русский солдат мгновенно стал всенародным любимцем. Цитаты из поэмы можно услышать на улицах и сейчас. Почти до конца жизни Александр Трифонович руководил редакцией журнала «Новый мир», который постепенно стал органом оппозиции советской власти. В то время писатель, некогда поддерживающий коллективизацию и сталинизм, пересмотрел свое отношение к Сталину. Под давлением партийной верхушки и неосталинистов-державников редакция была закрыта. Вскоре после этого, 18 декабря 1971 года, Александр Твардовский умер. |
В 1838 и 1839 годах в рукописных альманахах литературно-художественного кружка живописца Н. Майкова появились романтические стихи Гончарова и первые повести «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка». Весной 1846 года он знакомится с Белинским, оказавшим большое влияние на его духовное развитие. В 1847 году написан роман «Обыкновенная история». Осенью 1852 года Гончаров отправился в путешествие к берегам Японии на русском военном корабле «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции. За два с половиной года побывал в Англии, Южной Африке, Малайе, Китае, Японии. В феврале 1855 года вернулся в Петербург сухопутным путем, через Сибирь и Заволжье. Впечатления от путешествия составили 2 тома очерков, изданных под названием «Фрегат Паллада» (1858). В 1859 году появился второй роман Гончарова – «Обломов», вершина творчества писателя, ставший предметом активного внимания критики. К революционно-демократическому движению, к идеям социализма отнесся отрицательно, дальнейшее развитие России представлял себе в буржуазно-реформистском духе. Вновь был приглашен на высокую должность в цензурный комитет: член Совета по делам книгопечатания, член Главного управления по делам печати. Лишь в 1867 году окончательно покидает цензурный департамент. Третий роман Гончарова «Обрыв» (1849-68) явился плодом 20-летней работы. Скончался Иван Александрович Гончаров 27 сентября 1891. |
16 июня родилась Лилианна Зиновьевна Лунгина (1920-1998), русская переводчица, мемуаристка. В марте 1966 года учительница французского языка Лилианна Лунгина принесла домой в старой авоське шведскую книжку некой Астрид Линдгрен. День был хмурый, ничего хорошего он не обещал. К тому времени шведские книжки Лилианна Лунгина таскала домой пачками уже целый год. Она мечтала о работе переводчика, и в издательстве “Детская литература” пообещали заключить с ней договор, если найдется хорошая шведская книжка. Переводчиков со шведского в СССР почти не было. Но хорошая книжка никак не попадалась. Будущей замечательной переводчице было тогда уже сорок шесть лет, и не могло не подступить отчаяние. “Шли месяцы, – рассказывала мне Лилианна Зиновьевна, – и становилось все очевиднее, что от мечты стать профессиональной переводчицей придется отказаться, и все же я с дурацким упрямством продолжала таскать домой и читать эти шведские книжечки. Вот и в тот день я стала рассеянно и вяло перебирать принесенные книжки, пока мое внимание не привлекли необычное название “Малыш и Карлсон, который живет на крыше” и странная картинка на обложке: маленький толстый человечек с пропеллером на спине. Боясь очередного разочарования, я недоверчиво открыла первую страницу… И по мере того как читала, меня охватывало все большее волнение. Свершалось некое чудо – Карлсон стал настолько реален в своей нереальности, что мне уже начало казаться, что он приземлился не у Малыша на подоконнике, а у меня… Я сразу почувствовала, что перевести такую книжку – это счастье…” В 1967-м вышло первое издание “Малыша и Карлсона” на русском языке. Успех был оглушительным, тиражи огромными. Перед самой смертью она успела сняться в документальном фильме о её жизни — «Подстрочник», который затем вышел в виде книги. Увидела свет эта картина в 2009 году — руководители центральных телеканалов отказывались выпускать его на экраны. И всё же создателю, Олегу Дорману, удалось сделать так, чтобы Лилианна договорила, а её дослушали — до конца. И это очень правильно. Ей было, что сказать и что рассказать. |
Константин Дмитриевич Бальмонт начал писать в девяностых годах девятнадцатого еще века, и с его деятельностью связана глубокая реформация русского стиха. Бальмонта называют в числе старших символистов, в ряду Брюсова, Вячеслава Иванова, Федора Сологуба. Младшие символисты – это Блок и Андрей Белый, их разделяет примерно десятилетие. Поэтическое течение символизма – это отход от классической линии Пушкина и Лермонтова и одновременно от гражданских мотивов, традиции гражданского стиха, заложенной Некрасовым. Эта последняя линия совершенно выродилась у эпигонов, что особенно ясно у очень популярного и очень тусклого Надсона: вот эта нечувствительность читателя непосредственно к стихам, к стиху, к самому искусству стихосложения были свидетельством упадка поэтической культуры в России. Ситуацию переломили символисты, Бальмонт был одним из первых. Главным в стихах стали стихи, а не наполненность оных всякого рода гражданственностью и народолюбием. Это была эстетическая реакция, которая была именно революцией. Однако как раз в творчестве Бальмонта новая поэтическая школа явила не только обновленный русский стих, но и впала в иную крайность – порой невыносимую манерность, причудливую капризность, увлеченность всякого рода поэтическими побрякушками. Бальмонт сделал содержанием стихов самый их звук, и этот звук очень часто подавлял всё. Бальмонт был страстным путешественником и книгочеем, знал множество языков, и он наполнял свои стихи образами и словами чужих культур. И отовсюду – от Мексики до Океании – он привозил все ту же громогласность, пестроту и гиперболизм. |
В преддверии Дня России сотрудники Центральной детской библиотеки провели мастер-класс "Ты в сердце моем, Россия". |
10 июня 1921 года основан Государственный музей-усадьба Льва Толстого «Ясная Поляна». Писатель прожил в Ясной Поляне около 60 лет, написал здесь «Войну и мир», «Анну Каренину» и другие произведения. 10 июня 1921 года постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета усадьба Льва Николаевича Толстого «Ясная Поляна» в Щёкинском районе Тульской области официально стала музеем. После смерти Толстого (писатель, напомним, скончался 7 ноября 1910 года) его вдова Софья Андреевна неоднократно обращалась к Николаю II с просьбой принять усадьбу под государственную охрану, однако царь ограничился лишь назначением Толстой пенсии, часть которой шла на содержание «Ясной Поляны». Софья Андреевна приложила немало сил, чтобы сохранить усадьбу в первозданном состоянии. Она следила за неприкосновенностью кабинета Толстого и его спальни, создала каталог предметов быта и фотографий, хранившихся в «Ясной Поляне», начала опись личной библиотеки писателя и систематизировала его письма. Дети Льва Николаевича Толстого также принимали активное участие в сохранении «Ясной Поляны». Сергей и Александра создали первый путеводитель по усадьбе и ходатайствовали о выдаче Народным комиссариатом просвещения Охранной грамоты (документ был получен 27 мая 1919 года). |
30 мая (9 июня) 1672 года в Москве в семье царя Алексея Михайловича Романова и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной родился первый российский император (1721) Пётр I Алексеевич Великий. Он изменил курс государства, значительно ускорил темпы проведения реформ, намеченных ещё его отцом и старшим братом Фёдором. Политику Петра современники и потомки оценивали неоднозначно. Но несомненно, что первый император Всероссийский сделал нашу армию сильнейшей на континенте, создал Российский военно-морской флот, стоял у истоков академий и всей нашей системы просвещения.
|
|