Сегодня – день рождения одной из самых ярких фигур русской литературы 20 века – Анны Ахматовой, автора множества поэтических сборников, вошедших в золотой фонд мировой поэзии. Она родилась в Одессе, много лет жила в северной столице, считала Петербург-Ленинград «своим городом» по духу. А некоторые страницы её жизни были связаны с нашим городом. Творчество и биография Ахматовой хорошо известны королёвцам, а вот обстоятельства жизни в Болшеве – далеко не всем. Между тем в последние годы жизни подмосковная станция играла в её жизни большую роль: с 1952 по 1958 годы Анна Андреевна возвращалась сюда несколько раз. В Болшеве располагался кардиологический санаторий «Сосновый бор», в котором Ахматова, пережившая четыре инфаркта, поправляла здоровье. Краеведы говорят, что, возможно, именно болшевским врачам мы обязаны тем, что она, имея серьёзные проблемы со здоровьем, дотянула до своего выдвижения на Нобелевскую премию по литературе; до триумфа в Италии с присуждением премии «Этна-Таормина»; до вручения диплома почётного доктора Оксфордского университета; до издания двух своих последних прижизненных сборников… С Подмосковьем связано и печальное событие – Анна Ахматова ушла из жизни в доме отдыха под Домодедово в 1966 году. |
Самолеты Люфтваффе шли на восток, навстречу поднимавшемуся солнцу. Наступало воскресенье – 22 июня 1941 года. В советских школах накануне прошли выпускные вечера. Отзвучали вальсы духовых оркестров, и вчерашние десятиклассники шли встречать рассвет. Юные москвичи по традиции направлялись на Красную площадь, киевляне на берег Днепра, а в Ленинграде стояли белые ночи... В то утро солнце взошло над Москвой в 3 часа 45 минут. К этому времени немецкие самолеты уже выходили на боевой курс. Через 15 минут открылись створки бомболюков, и на города посыпались бомбы. Степан Щипачёв Казалось, было холодно цветам, Цветок, в росинках весь, к цветку приник, Такою все дышало тишиной, Я о другом не пел бы ни о чем, |
Отец будущего писателя, деревенский кузнец, был человеком начитанным и с малых лет прививал детям любовь к произведениям русских классиков. В доме Твардовских по вечерам читали вслух сочинения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова и Толстого. Александр стал сочинять стихи, еще будучи неграмотным. В пятнадцать лет он начал писать заметки для смоленских газет. За десять лет поэт опубликовал более ста тридцати стихотворений. В военное время Твардовский работал в газете Юго-Западного фронта «Красная Армия», а также был специальным корреспондентом газеты «Красноармейская правда». Именно в «Красноармейской правде» Александр опубликовал знаменитую поэму «Василий Тёркин». В 1945 году подполковник Твардовский А. Т. за улучшение содержания газеты получил орден Отечественной войны I степени. Произведения Твардовского входят в курс школьной программы. Самая известная поэма писателя – «Книга про бойца без начала и конца», «Василий Тёркин», за которую Твардовский получил Сталинскую премию 1-й степени. Каждая глава поэмы – это небольшой отрывок из фронтовой жизни. Главный герой, балагур и душа компании, сильный и добродушный русский солдат мгновенно стал всенародным любимцем. Цитаты из поэмы можно услышать на улицах и сейчас. Почти до конца жизни Александр Трифонович руководил редакцией журнала «Новый мир», который постепенно стал органом оппозиции советской власти. В то время писатель, некогда поддерживающий коллективизацию и сталинизм, пересмотрел свое отношение к Сталину. Под давлением партийной верхушки и неосталинистов-державников редакция была закрыта. Вскоре после этого, 18 декабря 1971 года, Александр Твардовский умер. |
В 1838 и 1839 годах в рукописных альманахах литературно-художественного кружка живописца Н. Майкова появились романтические стихи Гончарова и первые повести «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка». Весной 1846 года он знакомится с Белинским, оказавшим большое влияние на его духовное развитие. В 1847 году написан роман «Обыкновенная история». Осенью 1852 года Гончаров отправился в путешествие к берегам Японии на русском военном корабле «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции. За два с половиной года побывал в Англии, Южной Африке, Малайе, Китае, Японии. В феврале 1855 года вернулся в Петербург сухопутным путем, через Сибирь и Заволжье. Впечатления от путешествия составили 2 тома очерков, изданных под названием «Фрегат Паллада» (1858). В 1859 году появился второй роман Гончарова – «Обломов», вершина творчества писателя, ставший предметом активного внимания критики. К революционно-демократическому движению, к идеям социализма отнесся отрицательно, дальнейшее развитие России представлял себе в буржуазно-реформистском духе. Вновь был приглашен на высокую должность в цензурный комитет: член Совета по делам книгопечатания, член Главного управления по делам печати. Лишь в 1867 году окончательно покидает цензурный департамент. Третий роман Гончарова «Обрыв» (1849-68) явился плодом 20-летней работы. Скончался Иван Александрович Гончаров 27 сентября 1891. |
16 июня родилась Лилианна Зиновьевна Лунгина (1920-1998), русская переводчица, мемуаристка. В марте 1966 года учительница французского языка Лилианна Лунгина принесла домой в старой авоське шведскую книжку некой Астрид Линдгрен. День был хмурый, ничего хорошего он не обещал. К тому времени шведские книжки Лилианна Лунгина таскала домой пачками уже целый год. Она мечтала о работе переводчика, и в издательстве “Детская литература” пообещали заключить с ней договор, если найдется хорошая шведская книжка. Переводчиков со шведского в СССР почти не было. Но хорошая книжка никак не попадалась. Будущей замечательной переводчице было тогда уже сорок шесть лет, и не могло не подступить отчаяние. “Шли месяцы, – рассказывала мне Лилианна Зиновьевна, – и становилось все очевиднее, что от мечты стать профессиональной переводчицей придется отказаться, и все же я с дурацким упрямством продолжала таскать домой и читать эти шведские книжечки. Вот и в тот день я стала рассеянно и вяло перебирать принесенные книжки, пока мое внимание не привлекли необычное название “Малыш и Карлсон, который живет на крыше” и странная картинка на обложке: маленький толстый человечек с пропеллером на спине. Боясь очередного разочарования, я недоверчиво открыла первую страницу… И по мере того как читала, меня охватывало все большее волнение. Свершалось некое чудо – Карлсон стал настолько реален в своей нереальности, что мне уже начало казаться, что он приземлился не у Малыша на подоконнике, а у меня… Я сразу почувствовала, что перевести такую книжку – это счастье…” В 1967-м вышло первое издание “Малыша и Карлсона” на русском языке. Успех был оглушительным, тиражи огромными. Перед самой смертью она успела сняться в документальном фильме о её жизни — «Подстрочник», который затем вышел в виде книги. Увидела свет эта картина в 2009 году — руководители центральных телеканалов отказывались выпускать его на экраны. И всё же создателю, Олегу Дорману, удалось сделать так, чтобы Лилианна договорила, а её дослушали — до конца. И это очень правильно. Ей было, что сказать и что рассказать. |
Константин Дмитриевич Бальмонт начал писать в девяностых годах девятнадцатого еще века, и с его деятельностью связана глубокая реформация русского стиха. Бальмонта называют в числе старших символистов, в ряду Брюсова, Вячеслава Иванова, Федора Сологуба. Младшие символисты – это Блок и Андрей Белый, их разделяет примерно десятилетие. Поэтическое течение символизма – это отход от классической линии Пушкина и Лермонтова и одновременно от гражданских мотивов, традиции гражданского стиха, заложенной Некрасовым. Эта последняя линия совершенно выродилась у эпигонов, что особенно ясно у очень популярного и очень тусклого Надсона: вот эта нечувствительность читателя непосредственно к стихам, к стиху, к самому искусству стихосложения были свидетельством упадка поэтической культуры в России. Ситуацию переломили символисты, Бальмонт был одним из первых. Главным в стихах стали стихи, а не наполненность оных всякого рода гражданственностью и народолюбием. Это была эстетическая реакция, которая была именно революцией. Однако как раз в творчестве Бальмонта новая поэтическая школа явила не только обновленный русский стих, но и впала в иную крайность – порой невыносимую манерность, причудливую капризность, увлеченность всякого рода поэтическими побрякушками. Бальмонт сделал содержанием стихов самый их звук, и этот звук очень часто подавлял всё. Бальмонт был страстным путешественником и книгочеем, знал множество языков, и он наполнял свои стихи образами и словами чужих культур. И отовсюду – от Мексики до Океании – он привозил все ту же громогласность, пестроту и гиперболизм. |
В преддверии Дня России сотрудники Центральной детской библиотеки провели мастер-класс "Ты в сердце моем, Россия". |
10 июня 1921 года основан Государственный музей-усадьба Льва Толстого «Ясная Поляна». Писатель прожил в Ясной Поляне около 60 лет, написал здесь «Войну и мир», «Анну Каренину» и другие произведения. 10 июня 1921 года постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета усадьба Льва Николаевича Толстого «Ясная Поляна» в Щёкинском районе Тульской области официально стала музеем. После смерти Толстого (писатель, напомним, скончался 7 ноября 1910 года) его вдова Софья Андреевна неоднократно обращалась к Николаю II с просьбой принять усадьбу под государственную охрану, однако царь ограничился лишь назначением Толстой пенсии, часть которой шла на содержание «Ясной Поляны». Софья Андреевна приложила немало сил, чтобы сохранить усадьбу в первозданном состоянии. Она следила за неприкосновенностью кабинета Толстого и его спальни, создала каталог предметов быта и фотографий, хранившихся в «Ясной Поляне», начала опись личной библиотеки писателя и систематизировала его письма. Дети Льва Николаевича Толстого также принимали активное участие в сохранении «Ясной Поляны». Сергей и Александра создали первый путеводитель по усадьбе и ходатайствовали о выдаче Народным комиссариатом просвещения Охранной грамоты (документ был получен 27 мая 1919 года). |