Одним из главных страхов Зощенко был страх женщин. Частый мотив в творчестве писателя: мужчина влюбляется в женщину, она идёт ему навстречу, но в последний момент мужчина теряется и отказывается от своих притязаний. Тема страха женщин у Зощенко тесно сопряжена с темой денег, количество которых олицетворяют возможности мужчины. Зощенко занимался психоанализом и сам выводил причины своих страхов, пользуясь фрейдовской методой. Так, свой страх женщин он выводил из детской травмы насильственно прерванного кормления грудью, а также к страху перед властной матерью.
Страх еды
Детский комплекс недоедания, страх еды – ещё один страх, преследующий Зощенко и героев его произведений. Типичный пример раскрытия страхов писателя – знаменитый рассказ «Аристократка», где главного героя «объедает» женщина, в то время как сам он к еде даже не притрагивается. Мотив отказа от еды и одновременного к ней стремления распространён в творчестве писателя. Он встречается как в рассказах, так и в биографической повести Зощенко «Перед восходом солнца». В рассказе «Ёлка» дети до прихода родителей начинают есть конфеты с ёлки, «длинновязая девочка Леля» может до всего достать, маленькому же Миньке достаётся одно яблочко. Показателен и конец рассказа: приходит отец и наказывает детей. Таким образом, можно утверждать, что отношение к еде у Михаила Зощенко и его героев отягчено комплексом вины.
Страх людей
Мизантропия Зощенко сочеталась в нём с меланхолией. Поразительно, но Зощенко остался в истории литературы как комический писатель. Его чаще сравнивают с Аверченко, чем с Чеховым, которого тоже ошибочно считают «весельчаком». Зощенко относился к людям с недоверием. Комические ситуации, возникающие в его произведениях, чаще всего основываются на дисбалансе формы и содержания, на психологическом расслоении героев, часто не уверенных в себе, своих силах, своих возможностях. Но самого Зощенко нельзя назвать слабым человеком. Наоборот, он прекрасно осознавал свои психологические проблемы и сумел сублимировать их в творчество.
Страх потери таланта
Страх потери таланта – один из самых распространенных страхов для любого творческого человека. Мы не открываем Америку и не придумываем велосипед, когда говорим об этом. Тем не менее, на примере Зощенко этот страх нагляден. Во время ждановской опалы, которая и сгубила Зощенко, он почти перестал писать собственные произведения и занимался переводами. Корней Чуковский вспоминал: «Он приехал совершенно разрушенный, с потухшими глазами, с остановившимся взором. Говорил
... Читать дальше »