28 января 1813 года увидел свет роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение» (англ. Pride and Prejudice).
Джейн Остин начала работу над романом, когда ей едва исполнился 21 год. Издатели отвергли рукопись, и она пролежала под сукном более пятнадцати лет. Лишь после успеха романа «Разум и чувства», вышедшего в 1811 году, Джейн Остин смогла, наконец, опубликовать и своё первое детище. Перед публикацией она подвергла его тщательной переработке и достигла необычайного сочетания: весёлости, непосредственности, эпиграмматичности, зрелости мысли и мастерства.
По роману снято несколько фильмов, в том числе телесериалы «Гордость и предубеждение» 1980 и 1995 года, полнометражный фильм «Гордость и предубеждение» 2005 года. Также есть более ранняя чёрно-белая экранизация романа 1940 года (США).
Есть несколько киноадаптаций: фильм «Гордость и предрассудки» 2003 года и фильм «Невеста и предрассудки» 2004 года с переносом места действия в Индию.
О Джейн Остин мы знаем очень немного. Практически «ничего, и то не все». Ее биографию родственники начали переписывать почти сразу после ее смерти. Чтобы сберечь репутацию — женщина в 19 веке могла зарабатывать писательством, но не могла признавать, что ей этого хотелось, — семья превратила Остен в этакую приятную во всех отношениях даму. Интересы этой дамы не выходили за пределы гостиной, и все, что она писала, тоже не выходило за пределы гостиной и было очень, очень приличным. Большая часть писем Остин была уничтожена или отредактирована, большая часть дошла до нас только в сборнике, составленном ее внучатым племянником, — физических оригиналов просто-напросто больше не существует.
Даже самый известный портрет был заказан после ее смерти. Джеймс-Эдвард Остин-Ли для семейного мемуара, вышедшего в 1870 году, заказал отретушировать набросок, сделанный сестрой Джейн Остин, Кассандрой. Из женщины с кислым выражением лица и поджатыми ручками Остин превратилась в истекающую томностью викторианскую барыньку, со взбитыми кудрями и несколько коровьими глазами.
Только в 20 веке исследователи присмотрелись к романам Остин попристальнее и заметили, что в них, помимо свадебного сюжета, есть еще много чего — от социальной сатиры до критики тогдашнего института брака, но достоверного материала для работы у литературоведов почти не осталось. До сих пор, все что у нас есть, — это горстка фактов и сами романы, которые за сотню лет активного критического анализа ученые разобрали не просто пословно, а побуквенно. Литературный журналист Бен Блатт недавно выпустил нон-фикшн Nabokov's Favorite Word Is Mauve («Любимо
... Читать дальше »