ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН родился 24 января в Кёнигсберге на Францёзише-штрассе, 25, в семье адвоката королевского суда Кристофа Людвига Гофмана и Ловизы Альбертины Дёрфер.
Он был третьим и самым младшим сыном. Средний умер в младенчестве, а старший окончил дни в работном доме. Эрнсту Теодору не довелось испытать родительскую любовь и заботу: отец развелся с Ловизой Дёрфер через несколько лет после рождения Эрнста Теодора и переехал в Инстербург (ныне Черняховск) со старшим сыном. Набожная мать вернулась в свою семью, которая отличалась строгостью нравов, приверженностью традициям, порядку и щепетильно соблюдала все правила приличия, что впоследствии претило молодому Гофману.
Учился Гофман в Бургшуле (Кёнигсберг), где особенно основательно изучали риторику на примере трудов таких античных авторов, как Гораций, Цицерон и Вергилий. Преподавание было столь серьезным, что Гофман мог читать и писать по-латыни. Параллельно он брал уроки живописи, учился музыке. Сочинению музыки Гофман впредь будет уделять немало сил и времени, считая это своим истинным призванием. В честь любимого гения Моцарта Гофман даже заменит свое второе имя Вильгельм – на Амадей.
Но музыкальные творения не принесли Гофману такую известность, о которой он мечтал, однако о них знали в Германии. /…/ А художественное сочинительство всегда оставалось для будущего юриста лишь отдушиной, легким развлечением, заметками, которые помогают излечивать душу и осмысливать происходящее. К 20-летнему рубежу Гофман уже являлся автором двух объемных романов – «Корнаро. Мемуары графа Юлиуса фон С.» и «Таинственный» в духе «Гения» Гроссе, однако они не нашли издателя, а рукописи были безвозвратно утрачены. Умение быстро сочинять и записывать Эрнст Теодор сохранил на всю жизнь, и впоследствии, в 1814 году, первый том «Эликсиров сатаны» он сочинил всего лишь за четыре недели.
Затем его ждала «Альбертина» и престижный юридический факультет. Гофман, в котором рано проявился талант к искусствам и гуманитарным наукам, все-таки пошел по стопам отца и получил то образование, которое желала его семья.
В 1798 году Гофман уезжает в Берлин.
Писательский дар Гофмана в полную силу проявился уже в конце его жизни, когда он, столичный государственный судейский чиновник, уже мог позволить себе безбедное достойное существование. Именно тогда, в последние шесть лет жизни, он написал самые значимые свои романы. К ним обычно причисляют «Житейские воззрения кота Мурра»: у Гофмана действительно был кот по кличке Мурр, но главным героем романа является не кот-рассказчик, а придворный капельмейстер Иоганнес Крейслер – противник любой несправ
... Читать дальше »